История

Филиалы СоюзДорНИИ

Фотогалереи:

Сведения о развитии дорожного дела в России относятся к концу XVII века в период царствования Петра I. Развитие промышленности, расширение торговли требовало развития сети дорог. Строится дорога Москва – Санкт-Петербург, улучшаются покрытия дорог применением щебёночных материалов. Возникает необходимость в исследованиях для обоснования выбора материалов, в решении вопросов водоотвода и содержания дорог. В 1860 г. в книге Е. Головочёва обобщены результаты исследований технологии строительства щебёночных покрытий с детальным описанием процесса уплотнения щебня. Становление дорожной науки в России зависело как от уровня развития страны, так и от накопления опыта и знаний в смежных отраслях науки и техники. Институт путей и сообщений императора Александра I в Санкт-Петербурге с конца XIX столетия готовит специалистов в области строительства шоссейных дорог.

В 1923 году при Народном комиссариате путей сообщений (НКПС) создаётся дорожное исследовательское бюро — начало исследований земляного полотна. Возникли исследовательские станции на Северном Кавказе, в Поволжье и на Дальнем Востоке (Ленинград).

Вопросы развития и координации научных исследований в области дорожного строительства рассматриваются на созданной в конце 1925 года межведомственной комиссии при Народном комиссариате путей сообщений.

13 июля 1926 года — дата рождения института: приказом НКПС СССР узаконена руководящая роль бюро как Центрального исследовательского бюро по объединению научной деятельности всех дорожных органов с организацией филиалов на базе местных областных дорожно-исследовательских станций.

1929 год — Центральное научно-исследовательское бюро реорганизовано в научно-исследовательский автомобильно-дорожный институт (НАДИ) Центрального научно-исследовательского управления Народного комиссариата путей сообщений (г. Ленинград).

1930 год — НАДИ реорганизован в Центральный научно-исследовательский институт автодорожного транспорта (ЦИАТ) Народного комиссариата путей сообщений.

1932 год — ЦИАТ разделён на Центральный дорожный научно-исследовательский институт (ЦДорнии), ЦДормаш и ЦАНИИ.

1934 год — ЦДорнии и ЦДормаш объединены в Центральный научно-исследовательский институт автогужевых дорог и дорожных машин (ЦДорнии)

1936 год — на базе дорожного института РСФСР (г. Москва) создан Дорожный научно-исследовательский институт (Дорнии) Гушосдора НКВД СССР с функциями центрального научно- исследовательского института; ЦДорнии преобразован в Ленинградский филиал Дорнии.

1953 год — Дорнии переименован в Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт (Союздорнии) и передан Министерству автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР.

1956 год-Союздорнии подчинён Главдорстрою при Совете Министров СССР.

1959 год — Союздорнии передан в ведение Министерства транспортного строительства СССР.

1992 год — Союздорнии государственное предприятие (ГП) подчинено Госстрою РФ. 2000 год — Союздорнии Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) подчинено Госстрою РФ.

2005 год — Союздорнии открытое акционерное общество (ОАО). С 2011 году — Союздорнии закрытое акционерное общество (ЗАО).

После разрушительного периода войн, революций и гражданской войны с 1923года началась организация работ по решению транспортных проблем в дорожной отрасли России. При этом активно привлекали специалистов смежных областей науки и техники. Очень эффективны были заимствования зарубежного опыта для развития отечественной науки. В этот период до начала Великой отечественной войны Союздорнии разработал для дорожной отрасли нормативную базу, начаты работы по применению смесей из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими, холодного и горячего асфальтобетона.
1941 год. Начало отечественной войны. Прервана созидательная деятельность. Сотрудники институтов на фронтах отечественной войны. Основными задачами стали резкое сокращение сроков строительства, обеспечение проходимости транспортных средств по болотам, восстановление дорог с использованием местных материалов, строительство стационарных и полевых аэродромов, возведение кратковременных и строительство деревянных мостов, разработка простейших методов и средств ремонта и содержания дорог. Особое место занимает работа по проектированию и организации строительства ледовой переправы через Ладожское озеро — «Дороги жизни», которую выполнили сотрудники Союздорнии.
Послевоенное восстановление дорожного хозяйства — Союздорнии расширяет исследования с организацией отделов цементобетонных покрытий, чёрных покрытий и материалов, искусственных сооружений, механизации дорожных работ, по вопросам проектирования, по ремонту и содержанию дорог. Ведутся исследования в Ленинградском, Омском, Ташкентском и Алма-Атинском филиалах. В этот период составлена карта месторождений каменных материалов на Европейской территории СССР, разработаны основные элементы автомобильных дорог, разработана методика развития сети автомобильных дорог, при участии института разработан стандарт на допускаемые нагрузки на ось автомобиля. В эти годы при участии института построены автомобильные дороги общегосударственного значения Москва-Симферополь, Москва-Ленинград, Киев-Одесса, Киев-Харьков и Ленинград-Таллин, возведены мосты капитального типа из сборного железобетона. При строительстве дорог были использованы научные рекомендации по укреплению грунтов и каменных материалов цементом и органическими вяжущими, разработки в области цементобетонных покрытий с использованием цементов мокрого помола и применением пластификаторов при приготовлении смесей, что позволило снизить расход цемента на20%.

С 1962 года Союздорнии начал функционировать в построенном экспериментально-производственном комплексе зданий и сооружений в г.Балашиха, с новейшими исследовательскими приборами и стендами. Состав сооружений и оборудования исследовательской базы, оснащение лабораторий стационарными и передвижными установками и приборами — это результат целенаправленной реализации государственной идеологии по развитию науки в стране. Активное содействие и участие в строительстве базы Минтрансстроя ускорило создание в дорожной отрасли условий для проведения исследований по широкому кругу вопросов и получения результатов с меньшими затратами времени и средств и с высокой степенью надёжности. Разработки в условиях институтской исследовательской базы с использованием грунтовых каналов и кольцевой дорожки были уже готовы к применению. Опытное строительство, по сути, являлось широким внедрением разработок института. Исследования проводились по совершенствованию метода расчёта и конструирования дорожных одежд. При этом уделялось внимание плотности грунтов насыпей и методам уплотнения переувлажнённых грунтов, а также методам полевого контроля их плотности. В вопросах чёрных покрытий было важно создание смесей для устройства покрытий с высокими фрикционными свойствами и устойчивых к сдвигу. При этом следовало улучшить свойства применяемых каменных материалов и битумов, что достигалось введением ПАВ. Исследования по введению в битум резиновой крошки и серы доведены до включения результатов в ГОСТ 9128, в последующем не нашедшие применения на практике. С целью продления строительного сезона разрабатывается технология строительства чёрных покрытий при отрицательных температурах, строительства с применением эмульсий. Проведены опытные работы по изготовлению и применению полимерно-битумных вяжущих (ПБВ). Проводились исследования по сооружению земляного в условиях вечной мерзлоты и на болотах, в области расчёта цементобетонных дорожных и аэродромных покрытий, исследования бетонов для строительства мостов. Созданы широкозахватные машины для устройства асфальтобетонных покрытий, машины со скользящей опалубкой «Автогрейд» устройства цементобетонных покрытий. Разработаны приборы для измерения ровности, шероховатости и коэффициента сцепления. Результаты работ вошли в НиТУ 128-55, в СНиП И-Д.5-62 и в дальнейшем в СНиП И-Д.5-72 и в СНиП Ш-Д5-73.

В период 1976-1990гг. развитие дорожного хозяйства и основные направления исследований определялись периодическими постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР: Союздорнии активный участник реализации программы по развитию сети автомобильных дорог в нефтеносных и газоносных регионах Западной Сибири, программы строительства дорог общего пользования и внутрихозяйственных дорог сельхозпредприятий в Нечернозёмной зоне РФ. Координация научных исследований в области строительства автомобильных дорог возлагалась на Минтрансстрой, Минавтодор РСФСР, а также и на Союздорнии. Институт Госстроем СССР утверждён головной организацией по отрасли «Автомобильные дороги».

Исследования в этот период сосредоточены на проблемах строительства дорог на слабых грунтовых основаниях и в условиях вечной мерзлоты, дорог с цементобетонным покрытием, применения геосинтетических материалов и укреплённых каменных материалов цементом при отрицательных температурах, применения малоактивных вяжущих из отходов промышленности (фосфогипс, нефелиновые шламы, золы уноса ТЭС, доменные шлаки и др.).

В мостостроении нашли развитие работы в области резиновых слоистых и стаканных опорных частей, температурно-неразрезных пролётных строений, мостового полотна на мостах с металлической ортотропной плитой, составных пролётных строений с клеёными стыками, натяжного оборудования для мощных пучков из проволочных прядей. Строительство мостов и внедрение этих решений было отмечено премиями Совета Министров СССР. Были построены крупные мосты в Киеве (1977г и 1990г.), Риге (1981г.), Череповце (1979г.), Калаче (1976г.), Красноярске (1986г.), Днепропетровске (1984г.), Пскове (1990г.) и в других городах.

В годы интенсивного строительства автомобильных дорог научные исследования заканчиваются ежегодно нормативными документами и методическими рекомендациями, техническими требованиями и заданиями на машины и приборы. Союздорнии получает в год 19 авторских свидетельств, более 17 медалей ВДНХ различного достоинства и принимает защиту в Совете не менее 9 кандидатских диссертаций. Институт в год выпускает не менее 7 сборников «Трудов Союздорнии». Среди нормативных документов следует назвать СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», региональные строительные нормы РСН-88 «Проектирование и строительство автомобильных дорог в Нечернозёмной зоне РСФСР», СНиП 111-40-78 «Атомобильные дороги». Правила производства и приёмки работ», СНиП 3.06.06.-88 «Аэродромы», СНиП 3.05.04-81 «Мосты и трубы», вышли ВСН 46-83 «Инструкция по проектированию нежёстких дорожных одежд», ВСН 197-83 «Инструкция по проектированию жёстких дорожных одежд. В разработке ВСН 84-89 на проектирование в зонах вечной мерзлоты и ВСН 26-90 на проектирование и строительство дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири.
В связи с увеличением объёмов строительства в Нечернозёмной зоне в 1990 г. был открыт Смоленский филиал Союздорнии и вскоре лаборатория (экспедиция) в Надыме для обслуживания строительства автомобильных дорог в районах Крайнего севера.
Союздорнии в годы перехода экономики страны на рыночные отношения, в период перестройки, испытывал трудности с государственным финансированием исследований и проведения опытных работ, уделяет большее внимание работам по научно-техническому сопровождению строительства. Даже в этих условиях, зарабатывая средства оказанием
услуг строительным и проектным организациям, институт продолжал работать по одному из постоянных важнейших направлений: совершенствованию нормативной базы отрасли. Разработаны отраслевой нормативный документ ОДН 218.046-01 по проектированию нежёстких дорожных одежд, ГОСТ 31015-2002 на щебёночно-мастичные смеси, ГОСТ Р 52056-2003 на полимерно-битумные вяжущие, ГОСТ Р 52128-2003 на эмульсии битумные дорожные, ГОСТ Р 52129-2003 на минеральные порошки, методические рекомендации по проектированию жёстких дорожных одежд, технические условия на ограждения металлические, технические условия на ограждения железобетонные парапетного типа, разработан также разметочный материал (патент РФ № 2109786). Актуализированы строительные нормы и правила на проектирование автомобильных дорог (СНиП 2.05.02-85 ), нормы и правила на строительство автомобильных дорог (СНиП 03.06.03-85), ныне, в соответствии с законом о техническом регулировании, соответственно, СП 34.13330-2012 и СП 78.13330-2012. Расширена область применения полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) и полимер-асфальтобетона, расширена номенклатура применяемых геосинтетических материалов и конкретизирована технология армирования земляного полотна и слоев дорожной одежды. Впервые предложена методика измерения ровности при помощи дорожного профилометра с определением её значений по международному индексу ровности IRI. Гармонизированы допуски отклонений толщин слоев дорожной одежды от проектных значений с требованиями Республики Беларусь и Германии. В СП 34.13330 гармонизированы разделы нормативных нагрузок, плана и продольного профиля, условий видимости, поперечного профиля, велосипедных дорожек, пешеходных переходов, кольцевых развязок, примыкания и пересечения автомобильных дорог в одном и разных уровнях, в том числе пересечения с железными дорогами, переходно-скоростных полос.
Разработаны специальные технические условия (СТУ) на проектирование параметров гоночной трассы формулы 1, разработана первая редакция ГОСТ Р на плиты дорожные железобетонные предварительно напряжённые и ГОСТ Р на георешётку полимерную гексагональную для стабилизации слоев зернистых материалов.